Карта инноваций

Карта инноваций

В это трудно поверить, но в Москве работает более 4 тысяч промышленных предприятий. Половина из них связана с высокими технологиями — от производства микросхем до создания биомеханических протезов, от робототехники до сборки автомобилей. Российская столица идет в авангарде современных технологий — и мы приглашаем вас в увлекательное путешествие по самым интересным местам на карте московских инноваций.

Крупнейшие инновационные центры в столичном регионе — «Сколково» и «Технополис Москва», объединяющий шесть производств, включая возрожденный автомобильный завод «Москвич» и крупнейшее в стране предприятие по выпуску микросхем — группу компаний «Микрон». И если «Сколково» с момента своего создания в 2010 году постоянно остается на слуху, то о «Технополисе Москва» слышали, пожалуй, немногие — хотя эта особая экономическая зона была основана на пять лет раньше «Сколково». 
 
 
 
 
СТРАТЕГИЯ «СКОЛКОВО»
 
Вдохновившись первым номером Discovery за этот год, посвященным российским достижениям в самых разных областях, и понимая, что в рамках одного номера невозможно охватить всё и вся, мы решили продолжить изучение отечественных инноваций и заодно посетить «Сколково» и подмосковный завод «Микрон» — чтобы своими глазами увидеть, над чем сегодня работают резиденты инновационных центров. В качестве средства передвижения между объектами была выбрана новая модель завода «Москвич» — эффектный и элегантный лифтбэк «Москвич 6».
 
 
Лифтбэк выглядит не только современно и стильно, но и в полной мере технологично: его облик создал знаменитый итальянский автомобильный дизайнер Даниэле Гальоне. И «Москвич 6» очень органично смотрится на фоне современных построек «Сколково», спроектированных ведущими архитектурными бюро — британским David Chipperfield Architects, французским Valode & Pistre, швейцарским Herzog & de Meuron, японским Sejima and Nishizawa and Associates и российским Speech.
 
Инновационный центр «Сколково» был создан для поддержки исследователей, создающих российские высокотехнологичные продукты. За неполных 15 лет число занятых в экосистеме сотрудников перевалило за 85 тысяч. Чтобы стать резидентом «Сколково» и получить доступ к его сервисам и льготам, необходимо разработать оригинальную технологию и пройти независимую экспертизу. 
 
К примеру, компания «Косима», присоединившаяся к семье «Сколково» в 2014 году, создала спинальный нейропротез, обещающий парализованным вследствие инсульта пациентам возможность обрести подвижность. Решение, предложенное российскими исследователями, не имеет аналогов в мире: эксперименты показали, что свыше 80% больных, использовавших устройство, получили долгосрочный эффект реабилитации. Плюс ко всему, прибор адаптируется для восстановления людей со спинномозговыми травмами или для детей, страдающих от ДЦП.
 
 
Еще один яркий пример последних лет — компания «Яблочков» (резидент центра с 2020 года), совместно с учеными Университета ИТМО предложившая систему беспроводной зарядки электротранспорта. Оригинальная технология проста и безопасна, позволяет легко «подкормить» и компактный электромобиль, и вместительный электробус. 
 
Специалисты биотехнологической лаборатории BioSpark, работающей в «Сколково» уже седьмой год, создали на редкость эффективную систему отбора биоматериала для генетических анализов бактерий в нефтедобыче. Подобные исследования необходимы, чтобы вовремя распознать угрозу прорыва трубопровода или проблемы с насосным оборудованием, вызванные биокоррозией, и принять соответствующие меры. Технология, уже успешно протестированная на Сахалине, куда проще импортных аналогов — достаточно распаковать систему и собрать пробы на месте, чтобы получить полную информацию о бактериальном содержимом скважины.
 
Кроме того, возможности «Сколково» открыты и для школьников. В 2023 году статус резидента получил семиклассник Международной гимназии «Сколково» Юрий Мельников. Вместе с учителем биологии Антоном Фрыкиным он в течение трех лет изучал один из видов моли — восковых огневок. Особенность этих насекомых в том, что их личинки способны питаться пластиком. 
 
 
На данный момент исследователи разработали несколько видов контейнеров для огневок с различными параметрами питания и окружающей среды. По их расчетам, три триллиона личинок способны управиться со всем пластиком, который накапливается в Москве в течение года. Возможно, уже в ближайшее время технология станет одним из активно используемых способов утилизации пластиковых отходов.
 
Стратегия развития центра предполагает, что к 2030 году Россия должна войти в тройку лидеров по меньшей мере в трех ключевых технологических направлениях: в области медицины, электронных технологий, промышленности либо сельского хозяйства. 
 
Устойчивые энергетические системы, искусственный интеллект, использование беспилотников — всё, что обещает развитие ключевых для страны отраслей и улучшение качества нашей жизни, может получить в «Сколково» поддержку. А концентрация блестящих ученых на территории центра создает особую среду, благоприятную для новых открытий, — ведь прорывные технологии зачастую возникают на стыке разных наук и направлений.
 
 
ЧИПУ — ЧИП
 
Собственно, любой современный автомобиль — как раз результат такого коллективного труда дизайнеров, инженеров, конструкторов, программистов, испытателей и множества специалистов узкого профиля. И конечно, немыслим без использования высокоточной электроники. 
 
«Москвич 6» — один из самых продвинутых в плане оснащения электроникой отечественных автомобилей. А российский лидер в производстве компонентов для электронной начинки сложных технических устройств (не только автомобилей) — группа компаний «Микрон». И мы можем с абсолютной уверенностью утверждать, что каждый из вас знаком с ее продукцией. 
 
 
«Микрон» выпускает, в частности, транспортные карты, чип-модули для электронных документов, RFID-метки. Всего в каталоге предприятия около 750 типономиналов продукции для более чем 600 клиентов в России и за рубежом. 
 
За 2023 год завод «Микрон» увеличил объем производства чипов для документов и банковских карт в 2,6 раза. Специалистами предприятия получено 16 патентов на объекты интеллектуальной собственности, а каждый год в серийном производстве осваивается более 40 новых изделий и модификаций.
 
Среди новой продукции в портфолио «Микрона» — микроконтроллер MIK32 АМУР полностью отечественного производства. Его ядро построено на открытой архитектуре RISC-V, а сам микроконтроллер предназначен для использования в сфере интернета вещей, устройствах промышленной автоматизации, системах сигнализации, проектах умного дома и так далее. 
 
С прошлого года полностью отечественным продуктом стала также широко известная карта «Тройка». После того как в Москве была запущена новая производственная линия «Микрон Секьюрити Принтинг» (совместное предприятие АО «Микрон» и ГУП «Московский метрополитен») для установки микрочипов в корпуса, все технологические операции выполняются в России. С учетом объемов производства (по данным на апрель 2023 года, в России использовалось более 47 миллионов карт) это оказывает заметное влияние на экономику. 
Благодаря карте «Тройка» и возможности ее удаленного пополнения через мобильные приложения банков можно отказаться от одноразовых проездных и от печати многочисленных чеков. Только за счет этого удается сэкономить порядка 2 миллиардов рублей в год.
 
 
Интегральные микросхемы для этих карт изготавливаются в специальном производственном помещении — чистой комнате со строго контролируемыми параметрами атмосферы, поскольку любая микрочастица может разрушить формирующуюся структуру чипа. Операторы чистых комнат работают в специальной технологической одежде — микроэлектронных комбинезонах и масках. Воздух проходит через систему фильтров для непрерывной очистки и полностью обновляется каждые 40 секунд. 
 
Пластины, где послойно формируется целевая трехмерная интегральная структура, находятся в специальных SMIF-контейнерах и обрабатываются автоматически, к ним ни разу не прикасается рука человека. После каждой операции проводятся измерения и контроль качества, потому что каждый чип «Микрона» — это «мозг» умного устройства, который должен работать безупречно.
 
 
ЭФФЕКТЕН И ЭФФЕКТИВЕН
 
Ну а что же наш автомобильный герой? «Москвич 6» не только эффектен внешне, но и эффективен и удобен в процессе эксплуатации. И это при том, что покорять столичные дороги на нем нам выпало в том числе и в период мощных снегопадов, создававших серьезные заторы.
Впрочем, удалось прокатиться на «Москвиче 6» и с ветерком — по МКАД в пределах разрешенных ПДД 115 километров в час. Разгон лифтбэк, оснащенный полуторалитровым турбомотором мощностью 174 лошадиные силы, выдерживает с честью. На трассе автомобиль ведет себя уверенно, а три уровня регулировки усилия на руле позволяют выбрать оптимальный именно для вас режим. 
 
 
Маневренен «Москвич 6» и на парковках, несмотря на довольно внушительные габариты: длина кузова 4770 миллиметров при колесной базе 2760 миллиметров. На особенно «тесных» парковках выручает система кругового обзора, причем водитель может выбрать самостоятельно, изображение с какой из камер для него важно в данный конкретный момент.
 
 
Большинство функций управляется с центрального вертикального планшета мультимедийной системы с диагональю 10,4 дюйма. Режимы вождения — экологический, стандартный и спортивный — переключаются вручную. Между «эко» и «стандартом» большой разницы, если честно, мы не заметили, но вот в спортивном режиме «Москвич 6» очень даже неплох — если в управление не вмешивается система курсовой устойчивости, которая в условиях заснеженных дорог действует на опережение, «придерживая» обороты двигателя. 
 
 
Хочется отметить и работу головного освещения: каждая передняя фара состоит из 142 светодиодов и пяти линз. Оптика, без преувеличения, великолепная, она отлично справлялась с возложенной на нее задачей даже в крайне сложных климатических условиях — в буран поздним вечером. Задняя многорычажная подвеска в целом показала себя неплохо: огрехи на асфальте и «лежачие полицейские» не представляли для нее проблем, но брусчатка в центре Москвы оказалась не под силу — в салоне ощущался неприятный тремор. Справедливости ради стоит сказать, что мало какой автомобиль способен «ужиться» с таким видом дорожного полотна. 
 
 
Как бы то ни было, «Москвич 6» стал приятным открытием: это удобная, практичная и стильная машина, у которой есть будущее — как и у всей российской высокотехнологичной отрасли. Ведь Москва тоже не сразу строилась — а сегодня это один из самых удобных, комфортных и технологичных для проживания городов в мире. Нам есть с чем сравнивать, поверьте. 
 
Фотографии предоставили: инновационный центр «СКОЛКОВО», Вячеслав Крылов.

Комментарии

Оставить комментарий
Борис Крауз
Борис Крауз
29 Февраля 2024

Страна: Флаг России Россия

Россия фото
  • Валюта:
    рубль, RUB
  • Употребляемые языки:
    русский, татарский, армянский, осетинский, башкирский и т.д.
  • Получение визы:
    Безвизовый въезд
  • Столица:
    Москва
еще...

Москва

Москва фото

Также читают

Россия
Топливная наука
Топливная наука
Великое изречение Гиппократа «Мы есть то, что мы едим» справедливо не только для людей, но и для автомобилей. От того, что вы заливаете в бак «железного коня», зависит, как долго он будет служить вам верой и правдой. Вместе с розничной сетью BP журнал Discovery разбирается в нюансах науки о топливе.
ЧЕМПИОНЫ В ЛЕГКОМ ВЕСЕ
ЧЕМПИОНЫ В ЛЕГКОМ ВЕСЕ
Меньше будешь — дальше едешь. Во всяком случае, современные автопроизводители — от интернациональных концернов до крошечных стартапов — делают всё, чтобы воплотить этот девиз в жизнь. Мир захлестнула новая волна популярности микроавтомобилей, а скоро их будет еще больше. Discovery разбирается, почему именно миникары умчат нас в будущее. 
Россия
Новое открытие Exeed VX
Новое открытие Exeed VX
Сегмент премиальных автомобилей в России за последние годы претерпел колоссальные изменения. Сегодня яркий представитель этого сегмента — внедорожник Exeed VX, оснащенный самыми передовыми системами.
Россия
Микрокосмос Арктики
Микрокосмос Арктики
Ледяные грунты, которые занимают 65% территории России, называют вечными. На вечной мерзлоте сегодня располагаются города и месторождения, от ее состояния зависит будущее огромных регионов и индустрий. В материковой Арктике есть места, где не только ежедневно интересуются «самочувствием» вечной мерзлоты, но и внимательно ее изучают. Отправляемся в Восточную Мессояху в Ямало-Ненецком автономном округе — край большой нефти и больших научных открытий. 
Россия
Шведская молния
Шведская молния
Полностью отказаться к 2040 году от автомобилей с двигателями внутреннего сгорания — такую цель поставила шведская компания Volvo Cars. Уже сегодня эта компания — единственный в мире автомобильный производитель, все модели которого имеют гибридную или электрическую модификации. В Volvo Cars решили вывести их в новый бренд — Recharge. 
Россия
Откосить не получиться
Откосить не получиться
Русская коса — инструмент, казалось бы, забытый сегодня. В сельском хозяйстве технологии почти вытеснили ручной труд, и косы сейчас можно увидеть лишь в руках отдельно взятых фермеров. Но вот уже который год на Урале проходит фестиваль, который не только собирает в одном месте поклонников этого инструмента со всего света, но и старается возродить полузабытые традиции.
Россия
Рыбинск
Рыбинск
Рыбинск — небольшой, но старинный город в Ярославской области, в 80 километрах от Ярославля. Вплоть до начала ХХ века он считался крупнейшим центром в России торговли зерном, был известен также как «город бурлаков». Кроме того, в городе действовал автомобильный завод «Русский Рено».  
Россия
Глазов
Глазов
Глазов — старинный город на севере Удмуртской Республики. Через него проходит Транссибирская железнодорожная магистраль, соединяющая Урал и Дальний Восток. Здесь бывали императоры Александр 1 и его наследник Александр 2, ссыльные декабристы, Сталин и Дзержинский, воевала Белая армия Колчака.
США
Бостон
Бостон
Бостон – крупнейший город исторического региона Новая Англия в США, на северо-западе Атлантического побережья, столица штата Массачусетс. Город вошел в американскую историю после легендарного «Бостонского чаепития». Здесь был изобретен телефон и компьютер, каждый год тысячи любителей бега участвуют в Бостонском марафоне.
Белоруссия
Бобруйск
Бобруйск
Бобруйск — небольшой город на юге Беларуси. Старославянские племена дреговичей жили в тех краях еще в бронзовом веке, в 3-2 тысячелетии до нашей эры. Но он больше знаменит словесным мемом, получившим широкую популярность с развитием интернета в странах бывшего СССР. Символом города является бобр.